Главная » О войне » Война или спецоперация

Война или спецоперация

Сразу же после начала «спецоперации» власти запретили СМИ называть происходящее войной. Сайты изданий, которые не подчинились, вскоре были заблокировали. Разбираемся, зачем это властям, и чем является происходящее на самом деле.

26.02.2022 Новая Газета: Роскомнадзор потребовал удалить материалы «Новой газеты», «Медиазоны», «Дождя» и других СМИ за то, что происходящее в Украине в них называлось войной. Соответствующие уведомления издания получили сегодня.

05.04.2022 Ведомости: Роскомнадзор отправил администрации «Википедии» требование удалить недостоверную информацию о специальной военной операции: «В частности, в материале специальная военная операция называется «вторжением России на Украину», «российско-украинской войной», «войной»

Требование Роскомнадзора об удалении статьи, полученное «Новой газетой»

Что такое война

Обратимся к словарям:
Толковый словарь Ожегова: Война — вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
Толковый словарь Ушакова: Война — вооруженная борьба между государствами или общественными классами.
Энциклопедический словарь: Война — вооружённая борьба между государствами, народами, племенами и т.п. или общественными классами внутри государства.
Политология. Словарь: Война — вооруженный конфликт между двумя или более сторонами, обычно преследующий политические цели.
Википедия: Война — конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и так далее), происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.
Толковый словарь Даля: Война — раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего.

Происходящее однозначно является вооруженным конфликтом. Который во всех словарях обозначается словом Война. Так почему Роскомнадзор запрещает называть вещи своими именами?

Требование Роскомнадзора об удалении статьи, полученное «Новой газетой»

«Режим информационного благоприятствования»

В 2019 году многие читатели российских СМИ начали замечать, что в новостях слово «взрыв» заменяют на «хлопок», даже когда есть жертвы и разрушения. «Хлопком» в материале «Известий» с подачи регионального МЧС был назван даже сильный взрыв в жилом доме в Магнитогорске, когда погибли 39 человек.

В январе 2020-го в российских медиа «хлопок» упоминается 1300 раз, а в начале 2017 года в базе данных «Медиалогии», куда входят около 53 тысяч источников, обнаружилось всего 58 «хлопков газа» в заголовках.

Журналисты выяснили, что это — часть информационной политики администрации президента, которая получила название «режим информационного благоприятствования». В частности слово «взрыв» заменяется на «хлопок», «наводнение» на «подтопление», «пожар» на «возгорание» и «задымление», «падение» показателей — на «отрицательный рост».

Хлопок разрушает этажи

Meduza: Усиление позиций «хлопка» в последнее время — это не случайность и не просто канцелярщина ведомственных пресс-релизов. «Хлопок», как и другие примеры чиновничьего новояза, — часть информационной политики администрации президента (АП).

Собеседник, близкий к составу внутриполитического блока АП, так объясняет эту политику: «Хлопок газа — это классический пример режима информационного благоприятствования: акцент делается на хороших новостях, а плохие вуалируются. Мы слышим девять новостей о хорошем плюс [одну] новость о каком-то хлопке газа. Катастроф у нас нет».

Хлопок уносит жизни

Курс на «снижение негатива» подтверждает источник «Медузы» в силовых ведомствах: «Могу сказать, что установка на занижение ущерба точно существует. Если экстренные службы сообщают о возгорании — значит, там все полыхает уже. Если задымление — значит, точно горит и, возможно, пара человек там угорели, грубо говоря».

Несколько источников «Медузы» рассказывают, что первый замруководителя АП Алексей Громов еженедельно проводит совещания с главами пресс-служб ключевых ведомств, сообщения которых — основной источник информации для агентств, а те в свою очередь — источник для остальных СМИ. На этих планерках даются указания по «правильной» подаче повестки. «Сообщения о важных информационных поводах руководители пресс-служб согласовывают напрямую с [начальником управления по коммуникациям АП Александром] Смирновым или даже лично Громовым», — говорит источник «Медузы».

Не крушение, а жесткая посадка

Бывший корреспондент одного из ведущих информационных агентств подтвердил существование «режима информационного благоприятствования»: «Это делается, чтобы не сеять панику. Слово „взрыв“ страшное и негативное, а „хлопок“ — это как-то проще. И в подавляющем большинстве случаев новостники информагентств будут писать про хлопок, пока какое-нибудь ведомство — типа МЧС, Национального антитеррористического комитета или ФСБ — не заявит, что это взрыв».

previous arrowprevious arrow
0хлопок3
0отрицательно2016
0жоская посадка
0хлопок
0оотрицательно2020
0задым
0подтопление
0отрицательно2020-2
next arrownext arrow
 


Новояз в эпоху «спецоперации»

С началом «спецоперации» возникла потребность в новых терминах. Так, Министерство обороны упражняется в изобретательности, чтобы не произносить слово «отступление». Другие чиновники и медийные лица тоже не отстают.

previous arrowprevious arrow
0добровол2
0отступление
0перегруп
0перегруп2
0перегруп5
0перегруп3
next arrownext arrow
 

Вывод

Мы полагаем, что слово «спецоперация» используется для преуменьшения значимости происходящего. Ещё одна успокоительная подмена в логике этого самого «режима информационного благоприятствования». Это в корне порочная практика, т.к. попытка замаскировать проблему не решает её, а может даже усугубить. Проблемы важно обсуждать, чтобы иметь реалистичное представление о возможных последствиях и путях решения. Мы будем называть вещи своими именами. В Украине идёт война.

P.S.

28.05.15 Путин подписал указ, которым засекретил потери личного состава «в мирное время в период проведения специальных операций». Вполне возможно, что вариант проведения «спецоперации» на территории Украины рассматривался уже тогда.

Предыдущие «спецоперации» проводились в Чеченской республике и в Южной Осетии. В обоих случаях данные о потерях были опубликованы. Теперь такая информация является государственной тайной, гражданам о количестве погибших соотечественниках знать не положено.